Что выбрать из программ 1С, если только открылся бизнес, или открылось новое направление в бизнесе, никак не связанное с основным?

Итак, Вы только открыли бизнес и нужно определяться с программами для учета. Возникает два основных вопроса: выбор платформы 1С, выбор конфигурации(-й) на выбранной платформе.

Выбор платформы 1С. Нужно определиться с платформой - 1С 7.7 либо 1С 8.3. Многие клиенты отдают решение этого вопроса главному бухгалтеру, мол, выбирай программу сама, не подозревая, что могут в дальнейшем нести приличные расходы. Выбор зависит от того, какой бизнес у вас открылся: основной или дополнительный, не связанный с основным. В первом варианте у Вас нет никакого программного обеспечения, соответственно выбор однозначен – последняя конфигурация (для бухгалтерии, для расчета зарплаты, для управленческого учета – далее по тексту рассмотрим какую конфигурацию и когда нужно использовать) на платформе 1С 8.3. Если у Вас есть основной бизнес, то, наверняка, и 1С уже есть. Конечно, рекомендую, взять последнюю на 1С 8.3, но, если есть на 1С 7.7, и ее можно взять, то тогда, конечно целесообразнее выбрать 1С 7.7. Выбор за Вами.

Выбор конфигураций 1С. Итак, в зависимости от типа платформы выбирается конфигурация(-ии). В нашей стране независимо от вида бизнеса (за исключение УСН) обязательно нужно вести бухгалтерский учет (для бухгалтерской и финансовой отчетности). Бухгалтерский учет в 1С ведется в специальных конфигурациях для бухгалтерии: для 1С 7.7 конфигурации называется «Моя бухгалтерия 7.7» , «Бухгалтерский учет, редакция х.х», «Бухгалтерский учет. Настройка для РБ» и другие; для 1С 8.3 – конфигурации называются «Бухгалтерия для Беларуси, редакция 1.6», «Бухгалтерия для Беларуси, редакция 2.1». Соответственно, рекомендации – взять типовую конфигурацию для бухгалтерии последней версии на поддержке от кампаний-франчайзи.

Отдельно о поддержке конфигураций. Для чего нужна поддержка от фирм-франчайзи: поддержка означает, что кампании-франчайзи отслеживают изменения в законодательстве и приводят свои программы в соответствие с ним, выпускают вовремя релизы для обновлений конфигураций. Клиент покупает полугодовую/годовую подписку на обновления и получает доступ к обновлениям. Современные конфигурации могут самостоятельно отслеживать обновления и автоматически обновляться. Как показывает практика, выгоднее подписаться на обновления, чем привлекать сторонних программистов 1С по доработке. Важная рекомендация: конфигурация для бухгалтерии должна быть по возможности актуальной версии, не жалейте денег на обновления, иначе потом заплатите двойную-тройную цену, или больше, в зависимости от конъюнктуры рынка. Как пример, ситуацию в июне 2016 года с деноминацией. Сталкивался с клиентами, которые отказались от поддержки давным-давно и были вынуждены заказывать разработку функционала для проведения деноминации. Поскольку выбора у них не было: деноминация нужна была обязательно, то они вынуждены были соглашаться на невыгодные условия программистов 1С, т.к. заказов было много, то нужно было предлагать условия существенно выше рынка. Т.е. экономия на обновлениях работает до первого серьезного изменения в законодательстве, когда изменения нужны всем, придется переплачивать либо ждать, когда большинство программистов 1С освободится и цены на услуги уменьшаться.

В зависимости от размеров фирмы может понадобиться отдельная конфигурация для расчета зарплаты и формирования кадровых документов и статистики. Конфигурация для бухгалтерии позволяет вести расчет зарплаты, но для небольшого числа сотрудников, не более 20-30 человек. Если число сотрудников более 30, уже целесообразнее вести учет зарплаты в отдельной базе. Для этих целей есть специальная конфигурация: для 1С 7.7 Зарплаты и кадры (ЗИК), для 1С 8 Зарплата и управление персоналом (ЗУП) для Беларуси 2.0 и 3.0.

С обязательными конфигурациями мы разобрались. Теперь перейдем к управленческому и оперативному учету. Такой учет нужен, чтобы знать реальные остатки на любой момент времени и все финансовые показатели можно было выразить в валюте управленческого учета, тут же фиксируются курсовые разницы и прочие «особенности» белорусского бизнеса. Для небольших фирм подойдет вариант ведения такого учета в бухгалтерской базе + Excel. В фирмах, где работает более 10 пользователей 1С, рекомендую ставить отдельную базу для управленческого учета, где будут работать все сотрудники, кроме бухгалтерии. Настроить обмен между базами управленческого учета и бухгалтерии таким образом, чтобы в бухгалтерию попадали только нужные документы, и бухгалтера их руками заново не набивали. В зависимости от вида деятельности это будут следующие конфигурации: 1С 7.7: Торговля и склад 9.2; 1С 8.3: Управление торговлей 11.Х, Управление небольшой фирмой для Беларуси, Управление производственным предприятием, Розница для Беларуси, ERP 2.0 т.д. Так же существует вариант разработать собственное решение с необходимой спецификой.