Стоимость услуг программиста 1С.

Итак, Вы решили, что Вам пора обратиться к программисту 1С (как это понять - отдельная статья) за доработкой Вашей программы. На рынке большое количество специалистов с различным опытом, соответственно и ценами. Разумнее всего выбирать по следующим критериям: итоговая стоимость за конкретный результат, сроки исполнения, гарантия на работу. Довольно распространённый способ выбора специалиста – это стоимость нормо-часа, но в целом он неправильный, ниже написано почему.

Первый подводный камень: выбор исполнителя по стоимости нормо-часа в целом неверен.

Не знаю почему, но исторически на рынке программистов 1С, сложилось такое понятие, как «нормо-час». От него и идет ценообразование: встретить можно любые цифры от 10 рублей до 50 долларов за пресловутый нормо-час. Некоторые клиенты считают стоимость доработки программы следующим образом:

Итоговая стоимость = Стоимость нормо-часа * количество часов на задачу.

Поскольку опыт работы у специалистов по 1С разный, то и время выполнения задачи будет отличаться. Простой пример: есть два специалиста: у первого нормо-час 20 рублей, а у второго - 50 рублей. Первый потратит 15 часов на выполнение задачи, а второй в силу своего опыта сделает за 5 часов. Итого: стоимость у первого 300 рублей и 15 часов, у второго 250 и 5 часов. Получается, что у второго программиста и быстрее, и дешевле, хотя он по стоимости нормо-часа он существенно дороже первого специалиста. Т.е. мы пришли к выводу, что если нужно сделать выбор между несколькими исполнителями, то необходимо интересоваться итоговой стоимостью доработки.

Второй подводный камень: многие программисты выполняют задачу строго в соответствии с техническим заданием заказчика.

Есть известное выражение в среде программистов 1С: «Хорошее техническое задание – это половина проекта», т.е. как написано задание на разработку многое зависит, в том числе, что получится в итоге. В большинстве случаев, техническое задание на доработку программы 1С пишут обыкновенные пользователи, либо руководители структурных подразделений, которые не всегда могут выразить свои мысли «на бумаге» корректно. На выходе получается результат, который не совсем устраивает заказчика, но который полностью соответствует техническому заданию. Как пример, приведу очень известный рисунок среди всех программистов.


Когда нет продуманного и четкого технического задания


Поэтому необходимо интересоваться будет ли входить в озвученную стоимость доработка программы, исправление логики работы в случае получения не совсем корректного результата. Так же не лишним будет узнать правильно ли Вас понял программист. Т.е., чтобы не получилась ситуация, когда придется дополнительно платить за доработку и исправление программы.

Случай из практики. Однажды я познакомился с новым клиентом. Договорились о встрече, он меня дотошно спрашивал правильно ли я его понял и входят ли в озвученную стоимость исправления. Я у него спросил зачем он это спрашивает, а в ответ услышал следующий рассказ.

Клиент занимается торговлей автозапчастями и ему был нужен новый функционал по закупке запчастей у поставщиков. Функционал сложный и на рынке не представлен. Клиент нашел двоих достаточно опытных программистов, каждый из которых готов был выполнить задачу. Разбежка в итоговой стоимости составляла около 30%. Более дорогой программист объяснил, что в итоговую стоимость входят и доработки, и исправления в случае необходимости. Клиент решил, что, поскольку программисты довольно опытные, то все должно заработать с первого раза, и выбрал первого исполнителя. После того, как работа была сделана, выяснилось, что клиент написал одно, а хотел немножко другое. Когда программист понял, что нужно клиенту, то сказал, что необходимо будет оплатить дополнительно еще 60% от первоначальной суммы. Клиент попал в ситуацию, когда он не может отказаться, потому что деньги уже заплатил, но не получил еще нужный результат. Клиент был вынужден согласится и по итогу переплатил по сравнению со вторым предложением 30%.

Третий подводный камень: не все программисты дают гарантию на свою работу, и в случае возникновения неявных ошибок отказывают клиенту в исправлении ошибок.

Хороший программист 1С обязательно дает гарантию на свою работу. Например, на мои услуги я даю бессрочную гарантию. Была у меня ситуация, когда клиент обратился спустя почти 2.5 года с ошибкой. Поскольку ошибка была неявная (возникает при сочетании определенных факторов), то сразу ее обнаружить не удалось. Естественно, я ее исправил бесплатно для клиента, чему он удивился, ведь прошло столько времени.

Поэтому просто необходимо сразу спрашивать о гарантии на работы, чтобы потом не приходилось срочно искать специалиста для устранения ошибок.

Четвертый подводный камень: дорогие программисты вовсе не такие уже и дорогие.

Опытные программисты 1С, действительно, оценивают свои знания и умения, опыт, выше среднего. Объясню почему так сложилось. Как правило, после 5-7 лет работы с 1С, хороший специалист видел уже многое и сделал кучу различных программ, а самое главное, человек научился понимать заказчика, говорить с ним на одном языке, понимать суть бизнеса, как что работает и что с чем взаимодействует. Так же у программиста уже есть и отрицательный опыт, что тоже очень важно, есть умения выходить из критических ситуаций, умение решать нестандартные задачи. Благодаря своему опыту хороший программист в большинстве задач может предусмотреть подводные камни, или заложить такие риски изначально и предупредить об этом заказчика.

Поэтому, когда опытные программисты озвучивают стоимость для клиента, то туда уже заложена и стоимость на устранение ошибок, неточностей, исправлений, доработок, так же дается гарантия на работы. Опытный программист работает на результат – его интересует лишь рабочий продукт, который он должен сделать клиенту, поскольку специалист дает гарантию, то все изначально правильно планирует и качественно делает, старается предусмотреть даже на будущее что-то, если делается серьезный проект. Так же очень важный фактор – такой программист не пропадает в критических ситуациях и всегда старается помочь клиенту. Все это всходит в стоимость услуг, и только с опытом приходит понимание, что нужно дополнительно закладывать в стоимость своих услуг, чтобы клиент был очень доволен сотрудничеством.

Особенно тезис про то, что дорогие программисты вовсе не такие уже и дорогие, работает на проектах, уровень сложности которых выше среднего. В таких проектах есть существенные риски нарваться на простои бизнеса на день, два, неделю. По сути, из-за ошибки бизнес может либо получить ощутимые потери, либо даже «умереть», на некоторых рынках простой в 3 дня критичен и клиенты уходят к конкурентам.

Несколько реальных примеров:

Один мой клиент попросил написать обработку, я ему озвучил стоимость, ему показалось дорого. Он нашел невероятный вариант: дешево, качественно и быстро – ему предложили готовую обработку в 3,5 раза дешевле. Клиент купил обработку и был очень доволен тем, что так сэкономил. Прошел месяц и оказалось, что обработка в целом работает как надо, за исключением одной специфической ситуации, когда обработка вообще не отрабатывает такую ситуацию. Клиент связался с автором программы и узнал, что исправлять обработку он отказывается, потому что и так цена на нее очень дешевая, и ему выгоднее ее продать еще пару раз, чем за это же время сидеть и разбираться что не так работает.

Как то, мне позвонил мой знакомый системный администратор и спросил смогу ли я экстренно помочь его клиенту. Оказалось, что клиент заказал доработку программы и через 2 недели после доработки 1С у клиента программа стала работать с ошибками, и выписка первичных документов стала невозможна. Клиент связался с программистом, тот узнал какие ошибки и отключился. Дозвониться ему стало невозможно. У клиента стал бизнес. Хороший программист 1С не может себе позволить такое поведение, ведь репутация нарабатывается годами, а рушится за секунды.

Еще один случай был у моего клиента. Ему нужна была серьезная доработка программы, и он нашел дешевого специалиста, который предложил цену ниже рынка почти в три раза. Проект предполагался длительный - на 4 месяца. После того, как прошел месяц, программист, наверное, понял, что неправильно оценил стоимость своих услуг и просто решил прекратить связь с клиентом и пропал. Клиент в деньгах не потерял, зато потерял целый месяц времени.

Вместо итогов:

Я не призываю выбирать только дорогих программистов 1С, несложные работы можно отдавать и относительно недорогим специалистам, но необходимо просчитывать все риски, которые могут возникнуть. Поэтому обращайте внимание за сколько Вам готовы помочь, в какой срок и есть ли гарантия.

P.S. По опыту, самые лучшие клиенты, - это те клиенты, которые уже обожглись на дешевых студентах, а потом на относительно дешевых специалистах без поддержки и выезда в офис. Такие клиенты уже понимают за что платят (за поддержку, за возможность экстренно приехать и "потушить пожар" на месте) и готовы переплачивать относительно средней цены на рынке, чтобы знать что все у них будет хорошо сделано и специалист всегда доступен для связи.